Packard Twelve

1936/1937

Год выпуска

180 л.с.

Мощность двигателя

4710 кг

Снаряженная масса

Packard Twelve

Новая веха в автотранспортном обслуживании первых лиц Советского государства пришлась на середину 1930-х годов. Была пересмотрена система безопасности членов Политбюро, а вместе с ней и требования к автомобилям Гаража особого назначения (ГОН). В 1936 году на заседании Политбюро было принято решение об использовании исключительно бронированных автомобилей. Поскольку таких машин в ГОНе не имелось, специалисты госбезопасности начали поиск подходящей автомобильной марки для массовой закупки. Советская автомобильная промышленность только готовилась выпускать свои первые представительские автомобили, поэтому было решено покупать машины с гарантированным качеством и надежностью в США.

Первыми правительственными автомобилями скрытого бронирования в Гараже особого назначения стали «Паккарды» в самой мощной версии «Твелв» (то есть с 12-цилиндровым двигателем). Всего в США было заказано 14 защищенных автомобилей образца 1936–1937 годов.

Тип кузова туринг-лимузин со спецзащитой
Толщина брони кузова 6–6,35 мм
Количество мест 6
Толщина стекол 6,6 мм

Мощные 12-цилиндровые «Паккарды» с кузовами типа седан-лимузин были лучшим предложением на рынке представительских моделей в середине 1930-х годов. Компания «Паккард» вновь вернулась к «двойной шестерке» (то есть мотору V12, когда-то принесшему ей всемирное признание) в 1932 году, после десятилетнего перерыва. В США, как, впрочем, и во всем автомобильном мире, на рубеже 1930-х годов началась гонка за количеством цилиндров у самых дорогих машин. «Паккард» к началу десятилетия в этой дисциплине уже не был на первых ролях. «Кадиллак» и «Мармон» выставили на рынок модели с V16, а у «Паккарда» к тому моменту насчитывалось максимум восемь цилиндров, поэтому представить хотя бы V12 являлось для него делом чести. Поначалу компания едва не пошла ва-банк, решив дополнить новый силовой агрегат экзотическим передним приводом, но вовремя одумалась, скомбинировав в итоге 12 цилиндров с шасси классической модели «Супер Эйт» (Super Eight). Первый год продаж показал, что покупатели уже подзабыли, что значит название «Твин Сикс», и с 1933 года автомобиль получил новое имя, откровенно обозначавшее главное — количество цилиндров, «Твелв» (Twelve). К 1936 году паккардовский мотор V12 успел пережить модернизацию, увеличив рабочий объем и догнав мощность до впечатляющих 175 л. с.

Спрос на машину не поражал воображение, но вполне соответствовал цене — столь дорогой автомобиль могли позволить себе лишь несколько сотен покупателей в год. Для подобных обеспеченных клиентов предлагался богатейший выбор из стандартных и заказных кузовов, причем последние иной раз увеличивали стоимость машины вдвое.

Первыми правительственными бронированными лимузинами, которые появились в нашей стране, стали автомобили «Паккард Твелв» модели 1408 с кузовом № 935 образца 1935–1936 годов. Машин с таким кузовом было выпущено всего несколько десятков из общей партии в 682 единицы. Автомобили второй партии представляли собой обновленную модель 1508 с кузовом № 1035 модельного 1937 года. От своего предшественника новый лимузин визуально отличался расположением передних дверей, которые теперь навешивались по ходу движения, профилем бамперов и наличием полноценного объемного багажника. Шасси получило независимую переднюю подвеску. Мощность двигателя возросла со 175 до 180 л. с. Модель 1508 разошлась по миру тиражом вдвойне большим — 1300 штук.

Бронезащита «Паккардов» представляла собой систему из отдельных броневых листов, прикрепленных шурупами и болтами к деревянному каркасу. Листы изготавливались из закаленного металла, используемого в судовом или авиационном производстве. Толщина брони равнялась 6–6,35 мм; стекол — 66 мм. По современным требованиям защита пассажиров не была идеальной: в салоне имелись и незащищенные места — по проемам дверей, окон. Кузов автомобиля выдерживал выстрел пулей образца 1908 года из трехлинейной винтовки Мосина образца 1891 года с дистанции не менее 100 м.

Чтобы поднять стекло, нужно было рычажком закачать в гидроцилиндры оконных домкратов специальное масло. Опускались столь тяжелые стекла путем открытия краника перепускного канала, стекло опускалось под собственным весом, вытесняя жидкость из гидроцилиндров.

В 1936–1937 годах советским правительством было размещено несколько крупных заказов в США на покупку автомобилей «Паккард Твелв» с семиместным кузовом лимузин. Из них 14 экземпляров должны были иметь бронированную защиту кузова и предназначались исключительно для перевозки руководителей партии и правительства. Количество мест в специальных броневиках ввиду утолщения кузова было сокращено до шести.

В Гараже особого назначения на автомобили монтировали спереди сигнальные рожки и дополнительную противотуманную фару, которая зачастую устанавливалась по центру переднего бампера машины. Также бронированные «Паккарды» оснащались дополнительной системой зажигания и устройством для выключения электрооборудования — так называемым выключателем массы.

С конца 1937 года в ГОН стали закупаться и лимузины отечественного производства ЗИС-101, они заняли место автомобилей сопровождения и охраны в структуре правительственного автопарка. Но ни И. В. Сталин, ни другие члены Политбюро на автомобилях ЗИС-101 не ездили. «Паккард» был быстрым, надежным, комфортабельным и хорошо защищенным, а отечественный автомобиль все-таки был классом ниже.

Закупки «Паккардов» для Гаража особого назначения продолжались и после 1937 года, но это уже были обычные машины без спецзащиты. Бронированные автомобили при И. В. Сталине за границей больше не заказывались. Члены Политбюро опасались за свою жизнь не столько из-за возможных персональных покушений, сколько из-за вероятности погибнуть, будучи принятыми за И. В. Сталина. Характерным примером стал расстрел кремлевского автомобиля 6 ноября 1942 года. Выдававший себя за бойца патруля террорист Савелий Дмитриев открыл стрельбу по правительственной машине, выехавшей из Спасских ворот Кремля. За «Паккард» И. В. Сталина он принял машину А. И. Микояна. С. Дмитриеву удалось совершить несколько выстрелов по машине. Только по счастливой случайности в инциденте никто не пострадал. После этого покушения тыловую защищенность бронированного автомобиля признали недостаточной, и были сделаны соответствующие организационные и технические выводы.

К 1947 году ГОН располагал одиннадцатью «Паккардами» со специальной защитой. Два бронированных «Паккарда» находились в обязательном резерве ГОНа и предназначались только для И. В. Сталина. Уже с начала 1940-х годов предпринимались попытки заменить американские машины на отечественные аналоги со спецзащитой на базе ЗИС-101, однако все они разбивались о технически непреодолимые трудности. Поэтому И. В. Сталин и члены Политбюро продолжали пользоваться старыми тяжелыми «Паккардами» вплоть до 1950 года, пока не пересели на отечественную модель ЗИС-115. Окончательно последний «Паккард Твелв» был списан из резерва системы госбезопасности примерно в 1955 году.

Про американские сталинские машины было придумано множество красивых легенд. Самая яркая из них гласит, что президент США Ф. Д. Рузвельт подарил И. В. Сталину на его 55-летие (а значит, в 1934 году) белый бронированный «Паккард» (по другой версии — темно-красный), который И. В. Сталин распорядился перекрасить в черный цвет. Такого щедрого подарка, как и самого события, на самом деле не было и быть не могло: к 1934 году между двумя странами только установились формальные дипломатические отношения.

Сталинский «Паккард», образца 1937 года, оказался в Болгарии в середине 1940-х годов. И. В. Сталин сделал подарок своему соратнику — Генеральному секретарю ЦК Компартии Болгарии Георгию Димитрову. Сейчас он открыто экспонируется в Историческом автомобильном музее в штате Иллинойс (США).

Практически без изменений до наших дней дошел еще один, наиболее сохранившийся экземпляр бронированного «Паккарда», также образца 1937 года. Его И. В. Сталин подарил югославскому лидеру Иосипу Броз Тито в 1945 году. В первозданном виде броневик дожил до наших дней в великолепном состоянии, в комплектации с тремя дополнительными фарами дальнего света. В настоящее время данный образец находится в коллекции автомобилей И. Б. Тито в Техническом музее в г. Любляна (Словения).

К моменту покупки бронированных американских «Паккардов» в Гараже особого назначения уже имелся солидный парк открытых «Паккардов» разных годов выпуска. Но приобрести автомобили было не так просто. В то время импорт автомобилей в СССР был запрещен законом, однако некоторым организациям разрешалось ввозить машины для собственных нужд по особому запросу путем получения разовой лицензии на покупку. В мае 1936 года Политбюро поручило наркому внешней торговли А. П. Розенгольцу выдать наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде специальную лицензию на покупку в США первых шести закрытых легковых машин. Позже эта лицензия неоднократно продлевалась. Подробности этого масштабного контракта, который НКВД осуществил через советскую торговую компанию «Амторг», до сих пор остаются невыясненными.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students