ЗИС-115

1949–1955

Годы выпуска

140 л.с.

Мощность двигателя

4170 кг

Общий вес бронекапсулы

ЗИС-115

Бронированные «Паккарды» показали себя в 1930-х годах на службе в Гараже особого назначения надежными и комфортабельными машинами, но и они требовали постепенной замены. Попытки создания автомобилей со спецзащитой на базе ЗИС-101 оказались неудачными. В конце 1942 года на Заводе имени И.В.Сталина началась разработка нового представительского автомобиля одновременно в двух версиях: гражданской — ЗИС-110 и специальной — ЗИС-110С, первый образец которой был представлен в июне 1946 года. Однако из-за ряда проблем позднее было принято решение о полной переделке модели с уменьшением веса. В результате в ноябре 1949 года был собран первый экземпляр бронелимузина с индексом ЗИС-110СО («специальный, облегченный»), впоследствии измененным на ЗИС-115.

Расход топлива в городе 32л /100км
Максимальная скорость 130 км/ч
Ёмкость бака 80 л
Максимальный крутящий момент 559 Н·м при 2800 об/мин
Толщина брони 5,4–5,9 мм

В единой с ЗИС-110 компоновке кузова инженерами была создана цельноброневая капсула, служащая несущим каркасом для последующего внешнего монтажа на него всех деталей кузова и прочих узлов. Высокие требования к пулестойкости кузова, предъявленные заказчиком, заставили советских конструкторов изыскивать свой оригинальный метод сплошного бронирования с перекрытием броней всех стыков и сопряжений узлов кузова под различными углами. В вопросе бронирования наши специалисты стали новаторами на многие десятилетия. Кстати, первыми (на год раньше) подобную идею воплотили в жизнь немецкие конструкторы, выпустив в 1942–1943 годах партию защищенных автомобилей «Мерседес-Бенц» 540К W24 с бронированием точно такого же капсульного типа (проект «Акция «П»). В Советском Союзе к такой идее пришли, скорее всего, независимо от германских специалистов и совершенно точно впервые в мире смогли реализовать ее в полной мере. Для создания такой сложной машины, как ЗИС-110С, было задействовано множество предприятий и научных институтов по всей территории СССР.

Разработкой особо прочной брони занимался Ижорский завод, а все сварочные и сборочные работы по бронекапсуле осуществлялись в Подольске. На предприятия химической промышленности возложили создание специальных покрышек и двухсекционных камер из особых составов резины. Конструктивно ЗИС-110 и ЗИС-110С получились двумя разными автомобилями, у которых унифицированных между собой деталей оказалось не так много. Обе машины тщательно копировали друг друга как внешне, так и внутри, но за этой похожестью скрывалась разная начинка. На тяжелых лимузинах использовали стандартные двигатели ЗИС-110 рабочим объемом 6005 см³. Для них тщательно отбирались только лучшие серийные моторы. Также на ЗИС-110С устанавливали дополнительную систему охлаждения смазки в виде сдвоенного масляного насоса и масляного радиатора.

Радиатор системы охлаждения ЗИС-110С имел увеличенную эффективность теплоотдачи за счет замены трубок радиатора на соты. Коробку передач взяли серийную, трехступенчатую, с синхронизаторами на всех передачах. Рама использовалась со стандартными лонжеронами от ЗИС-110, но с оригинальной передней поперечиной сложной формы. Передний и задний мосты, подвески, карданная передача, тормоза, колеса для ЗИС-110С отличались от таковых на гражданской модели. Карданную передачу использовали от грузовика «Студебекер» (Studebaker) US-6. Она была значительно крепче, чем на ЗИС-110. Задний мост разгруженного типа целиком позаимствовали от американского грузовика «Додж» (Dodge) WF-32. В редукторах использовали импортные гипоидные пары с бо̒льшим передаточным числом — 5,31. Большая весовая нагрузка на ось потребовала разработки отличных от ЗИС-110 конструкций передней и задней подвесок.

Особые стойки и рычаги передней подвески, наряду с новой конструкцией разъемного колеса с плоским ободом, позволили создать вполне надежную и долговечную переднюю подвеску. Задние рессоры имели весомо большую длину, чем было принято для обычных легковых автомобилей: они состояли из 18 листов. В целях повышения эксплуатационной надежности была разработана система двойного зажигания (как на «Паккардах»), позволяющая в случае повреждения основной системы в дороге включить дополнительную. В отличие от ЗИС-110 броневику по штату полагались два запасных колеса. Они размещались в багажнике и крепились к полу с помощью специального приспособления. ЗИС-110С снабжался серво-гидравлическими тормозами особой конструкции с раздельной системой приводов, обеспечивающих затормаживание машины даже при повреждении одной из частей привода.

Это стало важной частью повышения системы надежности автомобилей в эксплуатации. Использование броневого корпуса (бронекапсулы) в качестве несущего жесткого каркаса позволило отказаться от многочисленных деталей стандартного каркаса кузова, что в конечном итоге значительно снизило общий вес автомобиля. Специально разработанные бронедетали надежно прикрывали все технологические отверстия и места сопряжения деталей кузова. Общий вес бронекапсулы равнялся 1210 кг. Детали каждого бронекорпуса проходили испытания обстрелом с дистанции 35 м под углом в 90 градусов к поверхности. Иными словами, фиксировался момент развития максимальной энергии удара. Массивные бронированные двери оснащались особо крепкими петлями, доводчиками, замками и прочей арматурой. Общий вес передней двери достигал 150 кг, а задней — 130 кг. Лобовое окно состояло из двух специальных стекол, расположенных под углом друг к другу. Заднее пулестойкое окно составлялось по той же схеме, что и переднее: два специальных стекла заключались в обечайку. Отсюда появлялось заметное отличие ЗИС-110С от ЗИС-110, у которого заднее окно не разделялось. Стекла окон под кодовым названием «изделие три» представляли собой блоки, состоящие из шести плотно склеенных между собой полированных стеклянных пластин. Толщина «изделия три» равнялась 75 мм, а толщина всего окна с рамками составила 80 мм. Несмотря на габариты и огромный вес, стекла в дверях смогли сделать опускными, а в передних боковых окнах придумали поворотные вентиляционные окна-форточки. С целью поглощения тепла и шума вся наружная поверхность бронекорпуса была оклеена листовой пробкой.

Между комплектациями салонов автомобилей ЗИС-110 и ЗИС-110С были некоторые отличия. Например, бронированная модель в пассажирском отсеке имела подножку для ног, страховочные цепочки на дверях, чтобы те не распахнулись на ходу, внутренние ручки и рычаги подъема стекол, шторки на задних боковых окнах. На ЗИС-110С поручни на дверях отсутствовали, сиденья и перегородка также разрабатывались по другим спецификациям. В отличие от базового лимузина перегородка бронированного автомобиля имела большую площадь остекления, а стекло в перегородке ЗИС-110С было опускным. Предполагалось, что в будущем все броневики оснастят кондиционерами отечественного производства. На каждый выпущенный экземпляр броневика оформлялся большой пакет документов, а сдача заказчику каждой машины производилась только после письменного разрешения министра.

Как указывалось во введении, ЗИС-110С использовался при поездке в Крым И. В. Сталиным, который, узнав о чрезмерном износе покрышек, потребовал переделать машину с уменьшением веса. 28 июля 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 10430 о необходимости снижения веса ЗИС-110С до соответствия показателю «Паккарда». Этот документ окончательно оформил процесс превращения ЗИС-110С в ЗИС-110СО («специальный, облегченный»), впоследствии получивший окончательное имя — ЗИС-115.

Для значительного облегчения автомобиля в 1948–1949 годах металлургами был придуман новый состав брони. Это позволило сократить толщину основных листов до 5,4–5,9 мм, а вспомогательных — до 3,5 мм. Новые сплавы были столь хороши, что, несмотря на уменьшение толщины листов, гарантировали защиту от обстрела с дистанции 35 м вместо 50 м ранее. Была полностью пересмотрена конструкцию бронекапсулы (ее вес был снижен на 310 кг), облегчены рессоры, заметно снизился вес прозрачной брони: теперь она состояла из пластин из оргстекла и закаленного стекла с воздушными прослойками между ними. Плоское бронированное стекло заднего окна утопили внутрь салона, а на внешней стороне кузова встало стандартное изогнутое окно ЗИС-110. Теперь и спереди, и сзади ЗИС-110СО/ЗИС-115 выглядел как обычный гражданский ЗИС-110. Помимо этого, для автомобиля была специально создана двухкамерная восьмислойная покрышка И-85.

Всего в 1949–1951 годах было собрано 29 автомобилей ЗИС-115. Все, кроме одной машины, отправились в Гараж особого назначения, и только тогда советские лидеры смогли пересесть на отечественные бронированные автомобили. В 1950–1959 годах не менее 12 автомобилей из Гаража особого назначения были переданы в Венгрию, Польшу, Афганистан, Северную Корею, Ирак, Югославию, Вьетнам. Направляли зачастую по два автомобиля — основной и запасной.

Новый руководитель СССР Н.С.Хрущёв сразу же отказался от защищенного автотранспорта, постепенно угас интерес к таким автомобилям и со стороны других членов Президиума ЦК КПСС. Тем не менее автомобили ЗИС-115 оставались в резерве Гаража особого назначения до 1982 года, а самый последний экземпляр покинул Гараж только в 1994 году. Списанные ЗИСы частично уничтожались, а частично передавались в музеи и киностудии. В настоящее время в мире в разных собраниях сохранилось не менее двух десятков автомобилей ЗИС-115.

В конце 1942 года на Заводе имени И.В.Сталина началась разработка совершенно новой модели легкового автомобиля. Проектировались одновременно две версии: гражданская — ЗИС-110 и специальная — ЗИС-110С: работы по ней считались приоритетными. Поставленная перед конструкторами автозавода задача была сложной: требовалось создать отечественный кузов легкового автомобиля высшего класса с внешним видом ЗИС-110, полностью гарантирующий пуленепробиваемость при попадании винтовочной пули с 50-метрового расстояния и надежно обеспечивающий безопасность пассажиров с безусловным сохранением комфортабельности.

Первый полноценный отечественный бронелимузин ЗИС-110С был собран в июне 1946 года, гораздо позже запуска в серию гражданской версии. Маскировка автомобилей ЗИС-110С в целом удалась — отличить его в потоке проезжающих автомобилей от лимузинов ЗИС-110 было невозможно. Но при очень внимательном рассмотрении можно было заметить на особых ЗИСах чрезмерно выпуклые диски на колесах из-за увеличенных ступиц колес, утолщенные рамки стекол, заднее окно с перегородкой. Странным могла показаться плохая прозрачность стекол, имеющая к тому же нетипичный желтоватый отлив. Рядовой гражданин вряд ли заметил бы эти отличия, к тому же надо было точно знать, на какие нюансы обращать внимание. Правительственный статус бронелимузинов выдавали дополнительные приспособления, характерные только для машин Гаража особого назначения. ЗИС-110С выпускались с дополнительной третьей фарой дальнего света для освещения дороги в туманную погоду. Она располагалась на переднем бампере. Броневик комплектовался стандартными звуковыми сигналами ЗИС-110 с тремя тонами — низким, средним, высоким и дополнительными импортными двухтональными сигналами типа «Спартон». За издаваемый резкий звук их на службе прозвали «кукушками». Спецсигналы также располагались на переднем бампере. Все правительственные броневики окрашивались исключительно в глубокий черный цвет. Всего же в 1946–1948 годах были выпущены восемь образцов этой модели.

Автомобиль успел послужить И.В.Сталину при поездке в Крым, однако чрезмерный износ покрышек поставил крест на этой модели. На самом высоком уровне было принято решение о полной переделке машины с уменьшением веса на 400 кг. Создание в 1948–1949 годах нового состава брони позволило сократить толщину основных листов. Несмотря на это, минимальная дистанция защиты от обстрела сократилась почти на треть. В обновленной модели, которая получила индекс ЗИС-110СО («специальный, облегченный»), впоследствии измененный на ЗИС-115, была пересмотрена конструкция бронекапсулы, облегчены рессоры, заметно снизился вес стекла. По-новому установили бронестекло заднего окна, в результате чего и спереди, и сзади автомобиль стал выглядеть как обычный ЗИС-110. В 1953 году Китай запросил у СССР 10 бронелимузинов для Мао Цзэдуна и других руководителей компартии Китая. Для реализации этого проекта было вновь открыто производство ЗИС-115 и возвращены в спеццеха сотрудники. Помимо десяти экспортных автомобилей для резерва Совета Министров СССР в 1954–1955 годах собрали дополнительно еще 17 машин.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-28

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: press@kremlin9.com

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students