ЗИС-110

1945—1958

Годы выпуска

141 л.с.

Мощность двигателя

140 км/ч

Максимальная скорость

ЗИС-110

Cоветский автомобиль высшего класса, разработанный Заводом им. И.В.Сталина в соответствии с приказом Наркомата среднего машиностроения от 14 сентября 1942 года. К выпуску планировалась не только гражданская версия, но и специальная, бронированная. В качестве прототипа органами госбезопасности был указан «Паккард-180». Первые варианты модели были представлены летом 1944 года, а уже в сентябре 1945 года созданы серийные образцы. Всего в период с 1945 по 1958 год собраны 2086 экземпляров различных модификаций, из них лимузинов — 1681. В Гараже особого назначения ЗИС-110 служили до середины 1960-х годов.

Расход топлива в городе 23л/100км
Разгон до 100 км/ч 26 сек
Ёмкость бака 80 л
Общий вес 2575 кг

Что касается технических характеристик ЗИС-110, то рядный восьмицилиндровый мотор, на первый взгляд, даже отставал от довоенного ЗИС-101. У того имелась верхнеклапанная система газораспределения, в то время как ЗИС-110 вслед за «Паккардом» придерживался старой нижнеклапанной схемы. Зато ЗИС-110 имел мощность 140 л. с., а его рабочий объем в 6 л стал рекордным для советского автопрома. Двигатель вызывал восхищение чрезвычайно тихой и плавной работой благодаря применению гидравлических толкателей клапанов и пластинчатой цепи Морзе в механизме привода распредвала. В массивном фронтоне радиатора скрывалась другая новинка — жалюзи радиатора с автоматическим управлением. Мотор был на шаг впереди топливной инфраструктуры Советского Союза и потребовал от нефтепромышленности освоения совершенно новых марок масел и бензина с октановым числом 74.

Трансмиссия отличалась трехступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на двух высших скоростях и впервые примененным на отечественном автомобиле механизмом переключения на рулевой колонке. Задний мост с гипоидной главной передачей также не имел аналогов в СССР. Редуктор данного типа позволил сместить карданный вал максимально вниз и исключить тоннель в полу кузова. Кузов, как и полагалось подавляющему большинству машин того времени, покоился на мощной раме. Передняя подвеска впервые для любого советского автомобиля была выполнена независимой, с пружинами в качестве эластичного элемента. Гидравлические тормоза ранее также не применялись в отечественном автомобилестроении.

Оборудование и оснащение кузова, исходя из пожеланий главного заказчика, также скопировали с американского аналога. В салоне полностью повторялись не только обивка дверей, но и расположение пепельниц, поручней, оформление передней панели. Любопытно, что отделка салона под дерево на самом деле являлась имитацией. Металлические детали покрывались специальным лаком, который и придавал эффект отделки карельской березой.

С точки зрения комфорта ЗИС-110 также не имел аналогов в отечественной истории автомобилестроения. Он оснащался эффективным отопителем с системой обдува ветрового стекла, всеволновым приемником с панелью управления, изменявшей тон подсветки при регулировке тембра. Стеклоподъемниками и стеклянной перегородкой, разделявшей переднюю и заднюю части салона, заведовала электрогидравлика — редкая вещь даже для иностранной техники тех лет.

Семиместный интерьер с двумя откидными сиденьями среднего ряда отличался принципиально разной обивкой диванов. Передний — там, где рабочее место шофера, — обтягивался натуральной кожей. Задний обшивался дорогим сукном. Каждая пружина в диване зашивалась в специальный противоскрипный мешочек, а матрас поверх пружин набивался гагачьим пухом. Несмотря на заявленные пять цветов, лимузин практически всегда окрашивался в строгий черный цвет. За редким исключением машины выкрашивались в темно-вишневый, светло-синий, темно-синий и темно-зеленый цвета. Но не черных было выпущено не более 50 экземпляров, в основном по особым заказам и для экспозиций.

Помимо Гаража особого назначения ЗИС-110 предназначались крупным советским дипломатам за рубежом, различным учреждениям и ведомствам. Так, например, Генеральная прокуратура СССР использовала один ЗИС-110, три (абсолютный рекорд) новых лимузина были выделены академику А. Н. Несмеянову. В 1946 году Академии наук СССР направили 11 экземпляров лимузина. По несколько машин поступили в распоряжение руководителей республик СССР и местного партийного аппарата. По особым распоряжениям в 1947 году новые ЗИСы получили патриарх Алексий I и латышский писатель Андрей Упит. При этом очень многим крупным чиновникам и деятелям культуры в предоставлении автомобиля было отказано. В 1950-е годы эту модель начали использовать секретари обкомов.

Разумеется, данная модель активно шла на экспорт; каждый восьмой выпущенный экземпляр ЗИС-110 отправлялся за рубеж. Только в Китай в 1950-е годы попало не менее 80 автомобилей, 50 — в ГДР, по 30 экземпляров ушли в Венгрию, Польшу и Румынию. На советских ЗИСах с конца 1940-х годов ездили лидеры дружественных СССР стран, в том числе Клемент Готвальд, Вальтер Ульбрихт, Мао Цзэдун, Хорлогийн Чойбалсан. Советское правительство дарило ЗИСы и другим первым лицам: например, в 1953–1956 годах их получили финские президенты Юхо Паасикиви и Урхо Кекконен.

Что касается модификаций, то на базе ЗИС-110 их было разработано немало. Уже в 1947 году на обновленных московских улицах появилось красивое бело-серое такси ЗИС. Тогда же были разработаны модификация для «скорой помощи» и фаэтон. Санитарная машина имела видоизмененный кузов типа хэтчбек с открывающейся вверх задней дверью. Эта модель попала в крупные медицинские учреждения республиканских столиц.

С 1948 года московский автозавод освоил открытую версию лимузина — ЗИС-110Б. Парадные версии ЗИС-110Б появились на Красной площади в Москве уже после смерти И. В. Сталина 1 мая 1953 года. Парадные автомобили имели специальную серо-голубую окраску.

ЗИС-110Б работал и в качестве прогулочного автомобиля на южном побережье страны, и как городское такси в некоторых советских мегаполисах. ЗИС-110 активно использовали на киносъемочных площадках и даже в автомобильных гонках начала 1950-х годов.

Для военных были разработаны и построены опытные образцы автомобиля-вездехода ЗИС-110Ш (штабной) со всеми ведущими колесами, а в 1955 году специально для Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева изготовили два автомобиля ЗИС-110П, также с колесной формулой 4 x 4.

Прототипом нового советского лимузина ЗИС-110 стал «Паккард-180» 1941 года с рядным восьмицилиндровым двигателем. Новый автомобиль ЗИС-110 компоновали в точности по шасси Packard model 180, но при этом со многими доработками (при испытании «Паккард-180» в СССР выявилась слабость некоторых узлов, которые пришлось усиливать). Восьмицилиндровый рядный двигатель советскими инженерами также был скопирован и переразмечен в метрическую систему. Именно перевод дюймов в миллиметры не позволил в дальнейшем унифицировать между собой американскую и советскую модели.

С внешним видом нового автомобиля Завод им. И. В. Сталина попытался поработать самостоятельно. Ведущий дизайнер предприятия Валентин Ростков сделал шесть разных вариантов дизайна нового сталинского автомобиля. По его эскизам были построены шесть деревянных макетов в масштабе 1:7. В них дизайн автомобиля варьировался от практически футуристического американского типа до консервативного, присущего дорогим британским лимузинам. Тем не менее от оригинального дизайна заказчик отказался, сославшись на то, что И. В. Сталин хотел бы видеть автомобиль, внешне похожий на «Паккард».

Так был разработан седьмой вариант, который в общих чертах повторял объемы «Паккарда», но все-таки не копировал в точности ни один тип кузова американского автомобиля. Большую схожесть с американцем ЗИСу придала форма облицовки радиатора. Тем не менее конструктивно, несмотря на схожий дизайн, новый советский лимузин не имел с «Паккардом» ни одного общего узла или детали. ЗИС был заметно длиннее и шире, выделялся ярко выраженным объемом багажника. Отдельные подножки скрылись под нижней кромкой дверей, а из передних крыльев убрали чехлы запасок. Вдобавок почти любой узел ЗИС-110 был сделан с гораздо большим запасом прочности, чем у американской машины.

ЗИСы собирались циклично, сериями, с большим использованием ручного труда и жестким контролем качества. Автомобиль имел очень хорошее качество сборки, был надежной и долговечной машиной. Машина выпускалась не в таких больших количествах, как было задумано изначально, в среднем по 200 штук в год.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students