ЗИС-110Б

1947–1957

Годы выпуска

141 л.с.

Мощность двигателя

Последний массовый автомобиль

Завод им. И.В. Сталина

ЗИС-110Б

Появление модели ЗИС-110Б было связано с необходимостью обеспечить руководство страны удобным сезонным транспортом на время пребывания в Крыму и на Кавказе, а также для торжественных мероприятий. В начале 1947 года был готов первый опытный образец ЗИС-110 с откидным матерчатым верхом, а 28 марта предъявлен в Кремле лично И.В.Сталину. Фаэтоны ЗИС-110Б выпускались в 1947–1950 годах и эпизодически в 1954–1957 годах. Всего было изготовлено 270 экземпляров. Со времен Н.С.Хрущёва берет отсчет традиция торжественных встреч высоких гостей и проездов кортежем из аэропорта «Внуково» в Кремль в открытых ЗИСах, а позже ЗИЛах.

Расход топлива в городе 23л /100км
Максимальная скорость 140 км/ч
Ёмкость бака 80 л
Максимальный крутящий момент 559 Н·м при 2800 об/мин

В отличие от своего советского коллеги американский Packard 180 не имел в своих вариациях открытой версии, так как в 1940-е годы мода на фаэтоны в США заметно снизилась. А вот советскому лимузину ЗИС-110 открытая модификация полагалась, эта традиция берет свой отсчет с конца 1930-х годов и действует в России до сих пор. Новой модификации присвоили наименование ЗИС-110Б. Преобразование лимузина в фаэтон не сводилось к простой «ампутации» крыши и боковых стоек. Был заметно видоизменен каркас кузова автомобиля, а необходимую корпусу жесткость обеспечивало водительское сиденье, спинка которого образовывала в салоне мощную центральную перегородку. Также было увеличено сечение рамки лобового стекла, усилено крепление кузова к раме. Для фаэтона пришлось переделать конструкцию дверей, из которых исключили электрические подъемники.

Значительные изменения претерпела задняя часть машины; над багажником появилась ниша для укладки тента, которая также заметно укрепляла кузов. Боковины двери оснащались фурнитурой, позволявшей крепить брезентовые фартуки с большими целлулоидными окнами. Поворотных форточек на серийных машинах не было. Кроме того, на машинах первых серий тент имел не глухие боковины в задней части, а открытые, позволявшие устанавливать целлулоидные окна сложной пятиугольной формы. С октября 1948 года параллельно стали выпускаться машины с полностью открывающимися боковыми стеклами передних дверей с механическими стеклоподъемниками. C 1950 года опускающими стеклами оснастили и задние двери. Таким образом, существовали варианты без остекления, с первым рядом окон и с полностью застекленным кузовом. Последние были выпущены в наибольшем количестве.

Все разновидности объединяла одна особенность — мягкий тент из водоотталкивающего материала вместо крыши, сворачивать который приходилось при помощи ручного механизма. Чтобы красиво разложить огромный тент, была разработана сложная каркасная система из множества силовых и натяжных элементов: переднего бруса, боковых стоек, поперечных дуг и полутора десятка «перьев», обеспечивавших правильную раскладку и натяжение тента. Салон отличался от стандартного ЗИС-110 некоторыми деталями. Спинка переднего дивана была усилена и оборудована дополнительными поручнями различной конфигурации. Кроме того, пришлось изменить конструкцию обеих спинок из-за установочных мест съемных боковых стоек тента, а задней — еще из-за появления за ней ящика для сложенного тента и его подъемного механизма.

Что касается стекла в перегородке, то еще в 1948 году при осмотре автомобиля И.В.Сталин высказал пожелание, чтобы все фаэтоны оснащались внутренним опускающимся стеклом в перегородке, но на практике таких автомобилей выпустили крайне мало и только по специальным заказам. Откидные сидения второго ряда имели отличную от ЗИС-110 оригинальную конструкцию. Еще одно отличие фаэтона от лимузина — обивка салона. ЗИС-110Б целиком отделывался высококачественной бычьей кожей, так как суконная отделка в автомобиле без крыши имела малый срок эксплуатации и быстро приходила в негодность. Кузова обычных фаэтонов окрашивались, как правило, в черные, бежевые или коричневые цвета. Кожа, применявшаяся для обивки ЗИС-110Б, имела широкую цветовую гамму. В базовых фаэтонах с кузовом черного цвета салон обивался сиреневой, бежевой, коричневой или синей кожей, в фаэтонах-такси кожа обычно была красного цвета.

Были и другие отличия от базового лимузина. Так, антенна радиоприемника по примеру фаэтонов ЗИС-102 вынесена на левую сторону рамки лобового стекла. Кроме того, по заказу фаэтоны могли оснащаться дополнительной противотуманной фарой в центральной части бампера (как на ЗИС-115) и фарой-прожектором с левой или правой стороны рамки лобового стекла. Крепления под флагштоки на передних крыльях свидетельствовали о том, что автомобиль используется на мероприятиях правительственного уровня или обслуживает высшее руководство страны. Первый образец ЗИС-110Б собрали в июне 1947 года. Предполагалось, что такие автомобили будут собираться единично, каждый экземпляр по конкретному заданию. Так поначалу и происходило, а затем в стране началась «кабриолетизация», когда во всесоюзную программу по экономии листового проката попали и автомобили.

В то время предполагалось, что на автомобиле с открытым кузовом можно будет существенно сэкономить на листовом металле. Однако от такой практики отказались, когда стало понятно, что у открытой машины не так много сфер применения. Несмотря на довольно скромный выпуск ЗИС-110Б, география его распространения была весьма широка. Несколько десятков автомобилей отправились в дружественные Советскому Союзу страны, в основном на парадно-церемониальную службу. В такие города, как Ленинград, Киев, Рига, Харьков было отправлено по несколько фаэтонов служить в качестве обычного городского такси. В Москве, разумеется, таких машин было намного больше. Такси имели строгий черный окрас с длинными рядами «шашечек» на боковинах.

Достаточно большое количество автомобилей попало на юг страны, в гаражи закрытых санаториев и правительственные гаражи. Имелись такие машины и у Гаража особого назначения. Фаэтоны возили не только частых иностранных гостей, но и были закреплены за многими членами Президиума ЦК КПСС персонально. В открытом ЗИСе любил ездить и Никита Сергеевич Хрущёв. По одному, а затем и по два автомобиля получили военные округа. С 1 мая 1953 года ЗИС-110Б стал использоваться в церемонии парада на Красной площади.

В крупных городах военные парады стали открываться проездом величественных фаэтонов ЗИС-110Б серо-зеленого цвета. Салон также обивался нестандартной серой кожей. Спустя некоторое время парадные фаэтоны были радиофицированы. Передающие радиостанции занимали весь багажник. Микрофоны размещали на рамке ветрового стекла или на специальных стойках в салоне. Передающие антенны устанавливали в задней части кузова — либо позади тента, либо на задних крыльях, либо на заднем бампере. Парадные фаэтоны поздних выпусков оснащались специальными звуковыми сигналами С-12 и С-14 (так называемыми «кукушками»), которые крепились к переднему бамперу по обе стороны от противотуманной фары.

Многие из автомобилей ЗИС-110Б продолжали служить на парадах вплоть до 1980-х годов в разных республиках Советского Союза. Эти машины отличались от остальных тем, что на них дополнительно устанавливали поручни на перегородке, для того чтобы командующий парадом офицер мог опираться на них во время движения машины. Фаэтоны выпускались в 1947–1950 годах и эпизодически в 1954–1957 годах. Всего было изготовлено 270 экземпляров. Таким образом, ЗИС-110Б стал первым и последним массовым открытым автомобилем Завода им. И.В.Сталина. Открытые автомобили выпускались и на базе всех последующих семейств лимузинов ЗИС/ЗИЛ, но поштучно и только в парадных исполнениях.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students