ЗИС-101

1936–1941

Годы выпуска

93 л.с.

Мощность двигателя

105 км/ч

Максимальная скорость

ЗИС-101

ЗИС-101 — советский массовый автомобиль представительского класса. Идея создания в СССР подобной машины родилась в Ленинграде на тракторном заводе «Красный Путиловец», на котором в 1933 году вручную были собраны шесть экземпляров семиместных седанов под названием Л-1. В дальнейшем выпуск престижных машин был перенесен в Москву на 1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗИС), который возглавлял Иван Алексеевич Лихачев. Новому автомобилю, будущему флагману отечественного автомобилестроения, присвоили индекс 101. Первый показательный ЗИС-101 был собран в марте 1936 года. Конвейерная серийная сборка лимузинов началась в январе 1937 года.

В правительственном Гараже особого назначения ЗИС-101 несли службу, но в авангарде никогда не были. «Сто первый» отлично подошел в качестве машины сопровождения первых лиц, на них возили членов семей высшего руководства и зарубежных гостей.

Длина автомобиля 5647 мм
Разгон до 100 км/ч 37 сек
Количество мест 7
Ёмкость бака 85 л

Модели американской компании «Бьюик» стали ключевыми при выборе не только шасси, но и внешнего вида нового советского лимузина. Кузов ЗИС-101 в 1933 году планировался точно таким же, как на «Бьюике 33-90». Однако заводские конструкторы-кузовщики воспротивились этому факту и предложили создать свой неповторимый дизайн. К изготовлению первого пробного макета приступили осенью 1934-го, через год изготовили еще три макета с различным дизайном. На первом из них передние двери открывались по ходу движения автомобиля, а на последующих — против хода. Между собой все четыре макета различались незначительно. В целом предложенные советскими художниками варианты представляли собой комбинацию различных удачных решений заокеанских кузовов.

В 1934 году «Бьюик» обновил всю линейку автомобилей, машины получили более обтекаемые формы, а решетка радиатора стала двухсоставной (как на М-1). В начале 1936 года в дизайне моделей «Бьюика» произошел настоящий революционный скачок: лимузины стали более низкими и обтекаемыми, а решетка радиатора была вершиной автомобильной моды того времени. И чем дольше затягивался вопрос с кузовом машины, тем больше ЗИС отставал от западных аналогов. На московском автозаводе в заключительном макете постарались максимально актуализировать внешний вид макета № 4 с выходом в 1936/1937 году на полное освоение. Для новой машины подоспел комплект чертежей, начали строить каркас. Уже была дана отмашка к производству: в 1935 году — пробной партии, а с января 1936 года — серийных машин. Однако дело приняло иной оборот. От собственных готовых чертежей внезапно отказались. Руководство решило заказать на уже разработанный кузов новый комплект чертежей в Соединенных Штатах, там же попутно закупить штампы для серийного изготовления кузовов; в СССР на тот момент не было технологий и оборудования такого уровня. Директор автозавода отправился в США вместе с упакованным советским макетом, но, попутно оказавшись во Франции, по личной инициативе заказал рисунки кузова французской кузовостроительной фирме «Шасо» (Chausson). Французские специалисты нарисовали новый кузов без какой-либо инженерной проработки и привязки к технологии. После чего по заказу советского автозавода американская кузовостроительная фирма «Бадд» (Budd) спроектировала кузов уже по эскизам «Шасо». Каркас просто вписали в поверхность автомобиля без малейшего учета технологий. Пришлось абсолютно новый кузов приспосабливать под существующее шасси.

В салоне применялись более десяти различных пород дерева, в конструкции кузова — бук, дуб, лиственница, ясень, а в основе сидений — сосна, береза, березовая фанера. Все это с помощью стальных кронштейнов увязывалось в цельный жесткий каркас, который ставился на готовое шасси, а затем обшивался отштампованными из стали кузовными панелями. В каркасах сидений каждая пружина индивидуально обшивалась тканевым противоскрипным мешочком. Но это помогало мало, кузов все равно неприятно скрипел. Поскольку технологически штамповать цельнометаллический кузов на ЗИСе не могли, в крышах автомобилей имелся большой вырез, перекрытый деревянными рейками и обтянутый дерматином. Также в крышу монтировалась сложная проволочная антенна для радиоприемника, что было впервые применено в СССР на серийном автомобиле. Кроме того, первые серии ЗИС-101 оснащались переговорным устройством в салоне.

Со временем автозавод освоил выпуск модификаций ЗИМ (ГАЗ-12) — такси и санитарных карет. Такси выпустили чуть более 1600 единиц, а «санитарок» сделали значительно больше — около 6000 экземпляров. Причем в 1958–1960 годах в классе больших автомобилей наиболее массово выпускались именно машины для медицинских учреждений. Это было связано с развернутой в то время Н. С. Хрущёвым борьбой с привилегиями, а точнее, с сокращением количества персональных автомобилей в обращении. Чтобы не простаивал конвейер, новые ЗИМы выпускали в санитарном исполнении, а персональные машины переводились в таксопарки.

Габариты ГАЗ-12 действительно идеально подходили для работы в скорой помощи. В санитарном салоне за перегородкой удобно размещались два медработника на откидных сиденьях и, собственно, сам пациент. Для сравнения: на базе «Победы» не смогли освоить версию для скорой помощи ввиду нехватки внутреннего пространства. Часть высвобождающихся из-под чиновни¬ков гражданских ЗИМов также переоборудовались в ме¬дицинские на авторемонтных предприятиях, а то и вовсе кустарно. И санитарный автомобиль, и такси служили по всему Советскому Союзу. Отличительной особенностью медицинской версии стал верхний фонарь с красным крестом и фара-искатель со стороны водителя. Окрашивался медицинский автомобиль М-12Б в бежевый цвет с красными надписями.

Такси М-12А окрашивалось в серый цвет с шашечками по всей поясной линии в соответствии с действующим в 1950-е годы стандартом. В автомобиль устанавливался зеленый фонарь, а вместо приемника — таксометр.

Была также создана модификация с кузовом фаэтон, но в серию такой автомобиль не пошел из-за значительного утяжеления несущего кузова и ухудшения динамики.

Чтобы задействовать пустующие цеха ленинградского тракторного завода «Красный Путиловец» и начать выпуск массового представительского автомобиля, руководство предприятия решило выпускать у себя нелицензионную копию американского «Бьюика 32-90» (Buick 32-90). И к маю 1933 года вручную были собраны шесть экземпляров семиместных седанов под названием Л-1.

Этот проект не получил финансирования, однако идея была подхвачена директором 1-го государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина (ЗИС) И. А. Лихачевым. Так с 1933 года выпуск престижных машин был перенесен в Москву на ЗИС, который до этого создавал исключительно грузовики и автобусы.

В 1934–1935 годах была проведена большая работа по улучшению модели Л-1 и подготовке ее конвейерного выпуска. Конструкторы отказались от сложных механизмов, изготовление которых не было экономически оправдано. За прототип приняли более свежую модель «Бьюик 33-90» (с максимальной базой). Помимо этого, завод дополнительно закупил ряд престижных автомобилей, среди которых особо выделялся «Паккард» (Packard), отличавшийся простой конструкцией и высоким уровнем изготовления.

Весьма совершенный по тем временам верхнеклапанный восьмицилиндровый двигатель Л-1 практически не подвергся изменениям, на нем заменили вентилятор и повысили степень сжатия. Переработка коснулась заднего моста и его подвески, карданного вала, руля и тормозной системы. Руль позаимствовали у «Паккарда», раму (очень жесткую, с X-образной поперечиной) — у новой модели «Бьюика». Принимая во внимание особенности русской дороги, применили зависимую переднюю подвеску собственной конструкции (на «Бьюике» — независимая), а рессоры удлинили. Колеса разработали под шины широкого профиля. Инженеры неплохо потрудились над доработкой шасси, однако ошиблись в одном — кузов и шасси не проектировались одновременно как единое целое. Впоследствии этот фактор сыграет злую шутку с автомобилем, и конструкторы на многие годы погрязнут в сложном процессе исправления ошибок. Первый показательный ЗИС-101 был собран в марте 1936 года. Конвейерная серийная сборка лимузинов началась в январе 1937 года.

Выпуск автомобиля ЗИС-101 был завершен в ноябре 1939 года. Постановлением правительства Заводу имени И. В. Сталина вменялось в значительной мере улучшить качество сборки автомобиля и устранить ряд технических недочетов лимузина. С августа 1940 года конвейер московского автозавода вновь понемногу начал собирать автомобили со слегка модернизированным двигателем под индексом ЗИС-101А.

У ЗИС-101А были улучшены динамические качества и внешний вид; установлен новый двухкамерный карбюратор, повысились бесшумность и плавность работы всех механизмов. Незначительные изменения были внесены в трансмиссию и кузов автомобиля. Основные недостатки — избыточная масса и пониженная комфортабельность устранены не были, так как для этого требовался пересмотр всей конструкции кузова. Эта модель смотрелась явно свежее, хотя в целом вся концепция «сто первого» к 1940 году уже морально устарела. В это время на всех американских лимузинах двери распахивались в одну сторону против хода, крылья и капот получили гораздо более современный вид.

К началу войны Красная армия получила в свои штабы 650 автомобилей ЗИС-101.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students