ЗИМ (ГАЗ-12)

1950–1960

Годы выпуска

90 л.c.

Мощность двигателя

120 км/ч

Максимальная скорость

ЗИМ (ГАЗ-12)

ЗИМ (ГАЗ-12) вошел в историю отечественного автомобилестроения как первая машина так называемого «большого класса». Автомобиль спроектировали и построили в 1948 году на Горьковском автомобильном заводе всего лишь за шесть месяцев. Первые серийные экземпляры сошли с конвейера в октябре 1950 года. Легковой автомобиль повышенной комфортности ЗИМ (ГАЗ-12) в основном использовался в качестве служебного автомобиля. Автозавод освоил также выпуск модификаций такси и санитарных карет — три исполнения ЗИМа успешно отправлялись на экспорт. Вместе с тем новинка советского автопрома начала 1950-х годов свободно предлагалась в автомагазинах. Стоимость автомобиля составляла огромную по тем временам сумму — 40 000 рублей.

ЗИМ (ГАЗ-12) серийно выпускался с 1950 по 1959 год. Санитарный вариант ГАЗ-12Б производили на год дольше, до конца 1960 года. Всего были созданы 21 256 автомобилей.

Длина автомобиля 5530 мм
Разгон до 100 км/ч 37 сек
Расход топлива в городе 18 л/100 км
Ёмкость бака 80 л

Сжатые сроки, выделенные на проектирование автомобиля «большого класса», будущего ЗИМа, не позволяли разработать с нуля мощный мотор, а в арсенале автозавода имелся только один шестицилиндровый двигатель, и был наработан опыт его форсировки. Главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт нашел нестандартный технический ход — предложил отказаться от тяжелой рамы и сделать несущий кузов. Это позволило удержать снаряженную массу автомобиля в пределах 1800 кг. На такую массу и был рассчитан форсированный до 90 л. с. мотор ГАЗ-12. Несущий кузов для 1940–1950-х годов уникальным явлением не был, однако решение о его использовании на автомобилях такого класса принималось в исключительных случаях. На моделях же с тремя рядами сидений и колесной базой, подобной ГАЗ-12, несущий кузов вообще не встречался в те годы, да и впоследствии был редкостью. Таким образом, горьковские конструкторы первыми в мире создали представительский автомобиль с несущим кузовом. Чтобы получить необходимые 90 л. с., инженеры-двигателисты для своего типового шестицилиндрового двигателя разработали новый впускной коллектор, алюминиевую головку блока цилиндров, установили двухкамерный карбюратор.

Для обеспечения серийного выпуска новый седан значительно унифицировали в деталях с другими горьковскими моделями — М-20 и ГАЗ-51. Независимая передняя и рессорная задняя подвеска ЗИМа были аналогичны по конструкции «победовской». Коробка передач имела синхронизаторы на второй и третьей передачах, а рычаг переключения скоростей установили на рулевую колонку. Это оказалось столь удобным, что точно таким же механизмом переключения скоростей оснастили и «Победу».

Новинкой стало применение гидромуфты сцепления — впервые на отечественном автомобиле. Гидромуфта размещалась на оси коленвала, между ним и ведущим диском сцепления, и играла роль демпфера для плавного переключения передач. Это позволило большому представительскому автомобилю трогаться с места тихо, без рывков. «Умная» гидромуфта давала водителю больше свободы, сокращала количество переключений, например на второй передаче автомобиль мог двигаться в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч. Правда, за исправностью ручного тормоза приходилось постоянно следить, так как при заглушенном двигателе ЗИМ мог укатиться с горки даже на включенной первой передаче. Стоит отметить и уникальный цельноштампованный капот, который открывался в любую сторону — влево или вправо — и даже полностью снимался при открытии обоих замков.

Салон предоставлял своим пассажирам максимум удобства. Компоновка машины получилась столь гармоничной, что на ЗИМе удалось сделать полностью ровный пол без выступающего туннеля трансмиссии. Задний диван не стали утапливать глубоко назад, а наоборот, продвинули вперед, чтобы обеспечить больше пространства по высоте. Несмотря на то что ЗИМ получился уже, чем ЗИС-110, грамотная доработка дивана обеспечила свободную посадку трех человек, не менее ком¬фортную, чем в ЗИСе. Всего ЗИМ вмещал в себя шесть пассажиров. У него так же, как и у лимузина ЗИС-110, имелся средний ряд откидывающихся сидений. По своим габаритам горьковский седан также уступал ЗИСу.

Цветовая гамма серийных ЗИМов не особенно широка — помимо доминирующего черного и довольно распространенного серого других цветов использовалось немного: темно-вишневый, темно-синий, темно-зеленый. Колеса автомобилей, выпущенных до 1954 года, окрашивались в цвет кузова, с 1954 года все легковые автомобили ГАЗ оснащались бежевыми дисками.

Со временем автозавод освоил выпуск модификаций ЗИМ (ГАЗ-12) — такси и санитарных карет. Такси выпустили чуть более 1600 единиц, а «санитарок» сделали значительно больше — около 6000 экземпляров. Причем в 1958–1960 годах в классе больших автомобилей наиболее массово выпускались именно машины для медицинских учреждений. Это было связано с развернутой в то время Н. С. Хрущёвым борьбой с привилегиями, а точнее, с сокращением количества персональных автомобилей в обращении. Чтобы не простаивал конвейер, новые ЗИМы выпускали в санитарном исполнении, а персональные машины переводились в таксопарки.

Габариты ГАЗ-12 действительно идеально подходили для работы в скорой помощи. В санитарном салоне за перегородкой удобно размещались два медработника на откидных сиденьях и, собственно, сам пациент. Для сравнения: на базе «Победы» не смогли освоить версию для скорой помощи ввиду нехватки внутреннего пространства. Часть высвобождающихся из-под чиновни¬ков гражданских ЗИМов также переоборудовались в ме¬дицинские на авторемонтных предприятиях, а то и вовсе кустарно. И санитарный автомобиль, и такси служили по всему Советскому Союзу. Отличительной особенностью медицинской версии стал верхний фонарь с красным крестом и фара-искатель со стороны водителя. Окрашивался медицинский автомобиль М-12Б в бежевый цвет с красными надписями.

Такси М-12А окрашивалось в серый цвет с шашечками по всей поясной линии в соответствии с действующим в 1950-е годы стандартом. В автомобиль устанавливался зеленый фонарь, а вместо приемника — таксометр.

Была также создана модификация с кузовом фаэтон, но в серию такой автомобиль не пошел из-за значительного утяжеления несущего кузова и ухудшения динамики.

В немалых количествах все три исполнения ЗИМа отправлялись на экспорт. Например, в Норвегии между 1955 и 1957 годами появилось около 80 автомобилей ЗИМ, большинство из кото¬рых были такси. В 1959, предпоследнем году выпуска, за рубеж отправились 219 автомобилей ГАЗ-12 — в Объединенную Арабскую Республику, Китай, Вьетнам, Ирак и другие страны, а также восемь автомобилей ГАЗ-12Б в Аргентину. В Финляндии фирма «Конела», импор¬тер советских автомобилей, продала 379 ЗИМов, пользовавшихся из-за вместительности особенной по-пулярностью среди финских фермеров.

Основной вариант предполагал получение автомобиля ЗИМ в качестве служебного согласно занимаемому в обществе положению. На ЗИМы со временем пересадили академиков, уникальных специалистов закрытых ведомств, секретарей обкомов и горкомов, директоров крупных предприятий и организаций, военных-орденоносцев, заслуженных писателей и артистов. Большой резерв ЗИМов имелся в Гараже особого назначения, на министерских автобазах. Персональный ЗИМ был у писателя Константина Симонова, ака¬демика Петра Капицы, авиаконструктора Андрея Туполева, физика Льва Ландау. В значительной мере среди военной элиты эта модель вытеснила автопарк трофейных автомобилей. Безусловно, ЗИМ стал символом высокого поло¬ жения в советском обществе позднего сталинского времени и ранней оттепели.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students