Микроавтобус "Юность"

1970–1991

Годы выпуска

150 л.с.

Мощность двигателя

17

Посадочных мест

Микроавтобус "Юность"

«Юность» — самый необычный микроавтобус в истории советского автомобилестроения. В 1962 году был собран первый образец — ЗИЛ-118. После модернизации на рубеже 1960–1970-х годов машине присвоили индекс 118К. В 1990-х годах последний вариант «Юности» выпускался уже под названием ЗИЛ-3207. В Гараже особого назначения необходимость в микроавтобусах VIP-класса появилась только в 1980-х годах: вначале для транспортного обеспечения главы Советского государства М.С.Горбачёва применялся ЗИЛ-118К. Модель ЗИЛ-3207 «Юность» поступила в ГОН в 1991 году и использовалась первым Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным.

Расход топлива в городе 25л /100км
Максимальная скорость 120 км/ч
Ёмкость бака 150 л
Максимальный крутящий момент 41 кгм при 2000 об/мин

Автомобиль «Юность» является, пожалуй, самым необычным автобусом в истории советского автомобилестроения. Он был создан благодаря инициативе инженеров ЗИЛа, поддержанных комсомольской заводской организацией. После показа опытного образца самому Н.С.Хрущёву заговорили о серийном выпуске этой внеплановой машины. В попытке сохранить штат уникальных специалистов ввиду массового сокращения производства легковых автомобилей было предложено загрузить производственные мощности завода, удешевляя тем самым выпуск дорогостоящих агрегатов. Для этого и придумали автобус. Задача сводилась к следующему: автобус должен иметь ту же колесную базу, что и ЗИЛ‑111, все агрегаты должны быть серийные, собственные, а переделки допустимы только самые минимальные и простые .

Первое важное решение — отказ от рамной конструкции в пользу несущего кузова. Это позволило снизить собственную массу автомобиля на 300–400 кг, обеспечить ему хороший динамический задел. Тем более что второе важное решение непосредственным образом влияло на динамику — использование вместо 200-сильного «представительского» двигателя обычного мотора от грузовика ЗИЛ‑130. Правда, мощность его все-таки подняли с 150 до 170 л. с., сняв ограничитель числа оборотов. Надежный, неприхотливый, способный работать на обычных сортах бензина, этот мотор V8 наиболее полно отвечал представлениям об автобусе как о машине, ищущей себе применение не только на столичных дорогах, но и в разных уголках необъятной страны. Основание кузова представляло собой мощную каркасную конструкцию, состоящую из множества мелких лонжеронов и поперечин.

Гордость разработчиков — огромный, длиной почти два метра, сдвижной люк в крыше. Вообще, при огромной площади остекления и раздвижной крыше весь кузов требовалось сделать высокопрочным, именно эта задача оказалась наиболее сложной и наукоемкой. Нужно было найти идеальный баланс между габаритами и массой автобуса, элементами дизайна, эргономикой кузова, а с другой стороны, учесть производственные и экономические факторы. Автобусу вместо механической коробки передач и сцепления досталась автоматическая коробка передач от лимузина. Она имела всего две передачи переднего хода, одну заднего хода и нейтральную. Если в ЗИЛ-111 передачи переключались кнопками, то ЗИЛ-118 имел рычажок горизонтального действия, который находился справа на боковой панели.

Рулевой механизм был объединен в один агрегат с гидроусилителем. На автомобиле были установлены барабанные тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем. Тормозная педаль — сдвоенная, для торможения любой ногой. Водители поначалу путались, лишь постепенно привыкая к нестандартной детали. Кабина была одноместной, с одной-единственной дверью. Из-за габаритов силового агрегата в кабине просто не нашлось места для правого пассажирского сиденья. По этой же причине в передней части салона перед входной дверью выпирал «бугор» — кожух мотора, который не помещался в водительском отсеке. В отличие от классических микроавтобусов между водительским местом и салоном стояла жесткая перегородка с широким стеклом (как в лимузине).

Дверной проем был немалым, почти 90 см в ширину, что вкупе с низкой ступенькой обеспечивало удобную посадку. В салоне разместили семнадцать посадочных мест по схеме «3–3–3–3–2–3». ЗИЛ-118, или «Юность», как назвали этот автобус, вышел на свою первую прогулку летом 1962 года. Пока решался вопрос о производстве, на заводе дорабатывали конструкцию и потихоньку собирали новые экземпляры. Например, машину номер три сделали в медицинском исполнении в надежде получить заказы на подобную продукцию. А пятый образец изготовили в качестве передвижного телерепортажного пункта. В 1968 году вопрос о производстве уникальной машины был перенесен на 1973 год. На ЗИЛе решили идти в ногу со временем и омологировать свою модель, к тому же базовую модель лимузина ЗИЛ-111 уже давно сменил ЗИЛ-114. Именно агрегаты последнего встали в «Юность» нового поколения.

Также был полностью видоизменен кузов согласно тенденциям рубежа 1960–1970-х годов, в точности сохранив габариты ЗИЛ-118. Внешне ЗИЛ-118 и представитель нового поколения отличались достаточно сильно: первый был кульминацией эры «плавникового» детройтского стиля, а второй стал типичным представителем промышленного дизайна, прообразом таких революционных в будущем машин, как, например, «Рено Эспас» (Renault Espace). Он приобрел строгие формы без выпуклостей (так называемых форм малой кривизны), став еще более выразительным. Капот, фары, бампер — все теперь смотрелось единым целым, плотно сливаясь с кузовом. Два ряда окошек заменили одним большим, что повысило общую площадь остекления и, соответственно, улучшило обзорность. Разработке закономерно присвоили новый индекс — ЗИЛ-119, но выяснилось, что это потребовало бы и новых испытаний, и индекс позднее благоразумно заменили на 118К.

Агрегатную базу, по сути, оставили старую, но изрядно освежили. На машину поставили задний мост разгруженного типа. В более прогрессивной передней подвеске новые телескопические амортизаторы пришли на смену устаревшим рычажным, была повышена эффективность тормозов. Обновилась приборная панель; позже появилось рулевое управление нового поколения. Для автобуса применили приточно-вытяжную вентиляцию кузова с кондиционированием воздуха. Тем не менее термоизоляция и воздухораспределение оказались недостаточными (с этой проблемой будут бороться в дальнейшем еще не один десяток лет). В таком же духе, как и с ЗИЛ-118, велась сборка последующие 30 лет, в среднем по две машины в год, по ряду причин без перспектив серийного производства.

Каждый выпущенный автомобиль при этом чем-то отличался. По мере того как менялся или модернизировался базовый автомобиль, менялась и агрегатная составляющая ЗИЛ-118К. По спецзаказам в автобусном кузове ЗИЛ-118К изготовили множество специализированных автомобилей: несколько видов медицинских автобусов с высокой и низкой крышей, фургоны спецсвязи, охраны и разведки для КГБ, милицейскую лабораторию. После наступления рыночной экономики завод пытался в очередной раз вдохнуть жизнь в этот проект и найти на автобус коммерческого покупателя. Так появился последний вариант под названием ЗИЛ-3207, который, впрочем, ничем не отличался от ЗИЛ-118К последних выпусков.

Были предложены варианты с высокой крышей и кондиционером (ЗИЛ-32071), пикап (ЗИЛ-3207Г). С 1990 года на машине установили двигатель ЗИЛ-509.10 (ЗИЛ-375), а также заменили части подвески, тормозов и прочих важных агрегатов. Тогда же «Юность» начали комплектовать колесами, шинами и дисковыми тормозами отечественного производства от тяжелого бронированного лимузина ЗИЛ-4105 (до этого по спецзаказу ставили импортные), а в следующем году ЗИЛ-3207 оснастили новым рулевым управлением и трехступенчатой коробкой передач от того же ЗИЛ-4105.

За 34 года выпуска автомобилей семейства «Юность» их распределили так: на самом автозаводе для своих нужд в разные годы находились иногда до десятка машин одновременно. Центральный комитет КПСС закупил в общей сложности десять автомобилей; такое же количество (включая четыре ЗИЛ-118КВ) было заказано структурами Комитета государственной безопасности СССР. 4-е Главное управление Минздрава СССР владело восемью «Юностями», из которых шесть были санитарными. Прочие покупатели могли себе позволить купить максимум один-два дорогостоящих автобуса (министерства, госструктуры, заводы, фирмы, банки и т. д.).

Почти всегда машины проходили техническое обслуживание на самом Заводе им. И.А.Лихачёва, там же осуществлялся текущий и капитальный ремонт. Сложность доступа практически ко всем узлам и агрегатам «Юности» вынуждала потребителей постоянно обращаться на завод-изготовитель. Из всех крупных правительственных структур позже всех на «Юность» обратили внимание в Гараже особого назначения. Необходимость в микроавтобусах VIP-класса в ГОНе появилась лишь в 1980-х годах.

Очень удобной была доставка автобусом охраны из Кремля в аэропорт Внуково и обратно. С 1985 года новый глава страны М.С.Горбачёв стал активно посещать регионы. Вместе с ним в самолет загружали два полосатых автобуса ЗИЛ (оранжевый и синий), которые на местах помогали Генеральному секретарю ЦК КПСС с сопровождением передвигаться сквозь большое скопление людей.

Президент России Б.Н.Ельцин также пользовался ЗИЛ-118К, но в середине 1990-х ГОН заменил эти машины на более современные автобусы «Шевроле» GMC Van 1 Geneva. Кстати, все «Юности» кремлевского гаража комплектовались специальными шинами производства НИИШП с гермокомпозицией. Вязкий густой состав наносился на внутреннюю поверхность покрышки; при повреждении шины гермокомпозицию выдавливало наружу, и она перекрывала отверстие. Такие покрышки позволяли продолжать движение автомобиля даже при наезде на гвозди или шипы.

Практически все «Юности» в течение выпуска советского периода были сосредоточены в столице, за исключением нескольких машин в Сочи и в Крыму. А вот после распада СССР Москва перестала закупать ЗИЛ-3207, зато завод неожиданно нашел покупателей в регионах, для которых важно было приобрести статусный автобус. В середине 1990-х госструктуры начали массово отказываться от автобусов ЗИЛ. Были списаны все до единого ЗИЛ-118К. На сегодняшний день практически все сохранившиеся экземпляры (около 60 из 87 выпущенных) находятся в частных коллекциях и музеях.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students