ЗИЛ-117

1971–1984

Годы выпуска

300 л.с.

Мощность двигателя

200 км/ч

Максимальная скорость

ЗИЛ-117

Персональный автомобиль Л.И.Брежнева в период 1972–1982 годов. Первый в истории советского автомобилестроения седан представительского класса был принят в эксплуатацию в Гараж особого назначения 7 июля 1971 года, а годом спустя новинка демонстрировалась широкой публике на выставке «Автопром-1972» на ВДНХ СССР. На базе ЗИЛ-117 в 1972 году появилась модификация с открытым верхом — ЗИЛ-117В — парадного или прогулочного назначения. Выпуск ЗИЛ-117 был прекращен в 1977 году, но восстановлен спустя три года в связи с потребностью в быстром маневренном седане. Всего было произведено 66 экземпляров, не считая трех предсерийных образцов.

Расход топлива в городе 18л /100км
Максимальная скорость 200 км/ч
Ёмкость бака 120 л
Максимальный крутящий момент 559 Н·м при 2800 об/мин

Cедан высшего класса ЗИЛ‑117 — автомобиль с весьма необычной судьбой. Проектирование пятиместной машины на укороченной базе ЗИЛ‑114 велось еще в начале 1960-х годов по инициативе Завода им. И.А.Лихачёва в ожидании финансирования со стороны правительства. Автогигант искал пути снижения себестоимости производства представительских автомобилей, а для этого было необходимо увеличить выпуск продукции — если не лимузинов, то новых моделей на той же платформе. Одним из направлений стала разработка уникального автобуса «Юность» на агрегатах легкового автомобиля (в 1962 году — ЗИЛ-111, а с 1968 года — ЗИЛ-114). Дополнительно ЗИЛ впервые для себя готовил легковой седан, конкурента горьковской «Чайке», подтянувшейся слишком близко к классу элитных автомобилей, в котором царил Завод имени И. А. Лихачёва.

Чтобы вернуть былой разрыв между московскими и горьковскими представительскими автомобилями и обеспечить необходимость в большом количестве седанов, ЗИЛу понадобился значительно более мощный мотор. Да такой, чтобы правительственный ЗИЛ мог догнать только другой ЗИЛ — машина сопровождения. Именно для этого и создавался быстроходный короткий седан, впервые в СССР показавший скорость 200 км/ч на дорогах общего пользования. Совет министров СССР одобрил создание новой машины после смены руководства страны. Для Л.И.Брежнева подготовили ЗИЛ-114 к 1966 году, а с 1967 года взялись и за «сто семнадцатый». Замороженный было проект стал актуальным. К концу года создали полноразмерный пластилиновый макет кузова, параллельно шли работы над оригинальным шасси.

В апреле 1969 года была завершена постройка первого опытного образца, и далее темп только нарастал. В 1970 году были собраны еще две машины для государственных испытаний. Первый в истории советского автомобилестроения седан представительского класса был принят в эксплуатацию в кремлевский гараж 7 июля 1971 года, а годом спустя новинка демонстрировалась широкой публике на выставке «Автопром-1972» на ВДНХ СССР. Разработкой седана, как и ЗИЛ-114, руководил главный конструктор проекта Василий Федорович Родионов. ЗИЛ‑117 оказался на 58 см короче, чем ЗИЛ‑114, — на центральную секцию салона, в которой располагались откидные сиденья среднего ряда и перегородка с выдвижным стеклом. Но это не означает, что седан — это просто укороченный лимузин.

Поскольку разработать полунесущий кузов для облегченной машины уже не представлялось возможным, то для ЗИЛ-117 разработали оригинальную штампованно-сварную раму лестничного типа с прямыми лонжеронами, в то время как длиннобазный ЗИЛ-114 покоился на раздутой по центру периферийной раме. Колесная база ЗИЛ-117 по сравнению с ЗИЛ-114 укоротилась на 480 мм. Для гармонизации облика модели линию крыши понизили на 2 см. ЗИЛ‑117 был на целую пятилетку новее и свежее ЗИЛ‑114. Поэтому неудивительно, что удачные дизайнерские решения были позднее позаимствованы старшим от младшего. У ЗИЛ‑117 это были новые решетка радиатора, облицовка фар, утопленные дверные ручки, панель задней части кузова. Также была усовершенствована система внутреннего освещения, изменены арки задних колес и многое другое. Стекла форточек задних дверей сделали глухими.

Позже часть обновлений синхронизировали с базовой моделью ЗИЛ-114. Для обивки сидений роскошного салона седана имелся выбор. Если на ЗИЛ-114 кожей обивались только передние сиденья, то на его младшей версии этой опцией по заказу снабжался и задний диван, конфигурация которого была полностью изменена, а центральные подлокотники упразднены. Перед задним диваном, прямо между передними сиденьями, появился единый блок дистанционного управления радиоприемником и кондиционером, там же стоял аппарат спецсвязи. В однообъемном (в отличие от двух разделенных пространств в ЗИЛ-114) салоне ЗИЛ-117 установили раздельную систему кондиционирования: передние и задние ряды сидений имели независимые блоки отопления, охлаждения и вентиляции.

Из-за уменьшения количества окон в автомобиле задние стойки были немного усилены, а угол их наклона получился меньше, чем у лимузина. Во всем остальном ЗИЛ‑117 следовал за старшей моделью: 300-сильный двигатель, сначала двух, а позднее трехдиапазонная автоматическая коробка передач, торсионная передняя подвеска. Благодаря меньшей на 205 кг массе ЗИЛ‑117 был заметно быстрее. Несмотря на то что основная роль машины заключалась в сопровождении правительственных кортежей, это была не единственная специальность машины. По уровню комфорта ЗИЛ-117 являлся вполне самодостаточной машиной высшего класса и почти не уступал в этом лимузину. Поэтому «сто семнадцатый» выполнял работу там, где удлиненный лимузин ЗИЛ‑114 не проходил или не мог развернуться.

С меньшей колесной базой и внешними габаритами, с достаточно мощным двигателем и дисковыми тормозами на всех колесах ЗИЛ‑117 был практически идеален для горных дорог Крыма и Кавказа, обслуживая черноморские резиденции руководителей страны. В отличие от «старшего брата» ЗИЛ-117 целиком уходил в ГОН, а отправка за рубеж была эпизодической. Например, на Кубу в гараж Ф.Кастро отправились три ЗИЛ-117, да и то отработав пять лет в ГОНе. Также на базе ЗИЛ-117 с 1972 года появилась и модификация с открытым верхом — ЗИЛ-117В — парадного или прогулочного назначения. C 1974 года в производстве оставалась только модификация ЗИЛ‑117Е с экранированным электрооборудованием. Прорыва в количественном показателе не получилось. Основной выпуск ЗИЛ‑117 оказался относительно скоротечным.

Седан появился на свет гораздо позже лимузина, а был снят с производства в 1977 году, одновременно с ЗИЛ‑114. До этого момента успели изготовить всего 55 экземпляров, не считая трех предсерийных образцов. Но в 1980 году их выпуск был возобновлен. Потребность ГОНа в быстром маневренном седане никуда не делась, а завод не успевал подготовить короткобазную машину на основе новой модели 4104. Так, за четыре года были построены еще 11 экземпляров ЗИЛ‑117. Причем последний из них — ЗИЛ-117М выпуска 1984 года — имел деталировку оперения ЗИЛ‑4104. Автобус «Юность» навечно застрял как автомобиль штучного изготовления, а общий выпуск семейства ЗИЛ-114/117 за 18 лет не дотянул и до двух сотен, что было сопоставимо с предшествующими среднегодовыми показателями выпуска автомобилей ЗИЛ-111.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students