ЗИЛ-111Г

1962-1967

Годы выпуска

200 л.с.

Мощность двигателя

170 км/ч

Максимальная скорость

ЗИЛ-111Г

Персональный автомобиль Н.С.Хрущёва в 1963–1964 годах и персональный автомобиль Л.И.Брежнева в 1964–1967 годах. К 1962 году, то есть буквально через четыре года после начала выпуска ЗИЛ-111А, было произведено качественное перевоплощение кузова, изменившее внешность модели практически до неузнаваемости. Всего в 1962–1967 годах собрали 24 экземпляра ЗИЛ-111Г. Половина машин ушла в Гараж особого назначения, другая половина распределилась между послами, как советскими, так и иностранными, работавшими в СССР.

Расход топлива в городе 29л/100км
Максимальная скорость 170 км/ч
Ёмкость бака 120 л
Максимальный крутящий момент 442 Н·м при 2200 об/мин

Желание главного заказчика как можно сильнее визуально отделить ЗИЛ-111А от ГАЗ-13 «Чайка» привело к тому, что к 1962 году, то есть буквально через четыре года после начала выпуска, автозавод произвел качественный рестайлинг кузова, фактически изменив внешность модели до неузнаваемости. Если для американского автомобилестроения практика полного обновления внешности каждые пять лет была нормой, то в СССР это был единственный случай для автомобилей такого класса, когда с разницей всего в четыре-пять лет машина власти была заметно изменена. Зачастую базовая модель ЗИС/ЗИЛ в послевоенное время выпускалась по 12–13 лет. Для перевоплощения не пришлось перекраивать кузов целиком, достаточно было видоизменить задок и передок машины, а также доработать под них оформление боковых панелей. Так появились варианты ЗИЛ-111Г и ЗИЛ-111Д с кузовами лимузин и кабриолет соответственно.

Конструкция шасси и двигателя при этом практически не изменилась. Вначале к «сто одиннадцатому» попытались пристроить новый передок, скопированный с Cadillac Fleetwood 75 образца 1961 года, и сделать задние плавники еще более резкими, но этот вариант так и остался поисковым. Требовалось более радикальное и современное решение, машина не должна была быть схожей ни с ЗИЛ-111, ни тем более с «Чайкой». Cоветские автодизайнеры заявили о своем праве на собственную эстетику. В первую очередь было покончено с крылатостью форм. В конечном варианте ЗИЛ-111Г смотрелся очень современно. Конечно, в облицовке передка можно угадать очертания Lincoln Continental Х-100 1961 года, на который пересел президент Дж.Кеннеди, или все того же Cadillac Fleetwood 75 начала 1960-х годов, но в целом внешность получилась самобытной.

Для этого передние фары, похожие на глаза крокодила, утопили в решетку радиатора, соответственно, капот теперь ложился на всю поверхность передка. Количество фар возросло с двух до четырех. То же самое произошло и с задними фарами, объемные вертикальные фонари сменились футуристическими кругляшками, утопленными ближе к бамперу. Машина по-прежнему выделялась большим количеством хромированных деталей, но витые боковые молдинги уступили место ровной линии, которая разделяла задок на две половинки. Объемным декоративным элементом такой половинки стал задний бампер. Семиместный салон изменения почти не затронули — в интерьере был сменен лишь фасон обивки пассажирского дивана и дверных карт. Единственным техническим усовершенствованием стала модернизация тормозной системы. Она получила два раздельных контура, что значительно повысило активную безопасность автомобиля.

Для обновленного ЗИЛа пришлось заново разрабатывать штатный домкрат, так как старый из-за изменения конструкции оперения и бамперов к новой модификации не подходил. Попробовали использовать гидравлический домкрат, применявшийся на ЗИС-110, но и он не годился. Новую конструкцию механического складывающегося винтового домкрата подсмотрели у «Кадиллака» выпуска 1961 года. Водители Гаража особого назначения возили его в полностью собранном виде, так как существовал строгий временной норматив на замену колеса, а лишнего времени на сборку этого массивного инструмента не предусматривалось. Конструкция домкрата оказалась настолько удачной и универсальной, что он и по сей день входит в стандартную комплектацию современных легковых автомобилей ЗИЛ представительского класса.

ЗИЛ-111Г распределяли так: половина машин ушла в ГОН, другая половина распределилась между послами, как советскими, так и иностранными, работавшими в СССР. Всего в 1962–1967 годах собрали 24 экземпляра ЗИЛ-111Г. Это было почти в три раза меньше, чем ЗИЛ-111А. Последняя машина семейства ЗИЛ-111 имела номер шасси 114. Н.С.Хрущёв пользовался обновленным лимузином до октября 1964 года, а следующий глава государства Л.И.Брежнев — до 1968 года, после чего стали использовать новое поколение автомобилей ЗИЛ. За относительно недолгий период эксплуатации в ГОНе именно ЗИЛ-111Г стал свидетелем неудавшегося покушения на генсека Л.И.Брежнева. 22 января 1969 г. колонна из шести правительственных ЗИЛов встречала в аэропорту «Внуково-2» советских космонавтов, впервые осуществивших на орбите стыковку между двумя кораблями «Союз-4» и «Союз-5», после чего машины направились в Кремль.

Пятеро будущих орденоносцев разместились именно в ЗИЛ-111Г, а Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, принимавший участие в церемонии встречи, поехал на автомобиле ЗИЛ-114 и другим маршрутом. При подъезде кортежа к Боровицким воротам из группы оцепления выступил человек в милицейской форме, выхватил из кармана два пистолета и с обеих рук расстрелял в автомобиль с космонавтами две полные обоймы на 16 патронов. Один из выстрелов стал роковым для водителя машины Ильи Жаркова, еще одна пуля ранила мотоциклиста из эскорта, однако это не помешало тому направить мотоцикл на террориста и сбить его с ног. Космонавтов спасло лишь то, что все они успели упасть на пол. Пострадал только космонавт Г.Т.Береговой, которому осколки стекла поранили лицо. Впоследствии выяснилось, что стрелявший, младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин, готовил покушение на Л.И.Брежнева и думал, что стреляет по машине, в которой ехал глава государства.

Контакты

Телефон: +7-495-638-08-20

E-mail: gonmuseum@kremlin9.com

Пресс-служба: 8(916)770-95-78

Адрес: Проспект мира, 119с53, Москва, Россия, 129223

2021 Created by team of MADI students